КОМПОЗИТОР АЛЕКСАНДР АВЕРКИН
     Издания...Ноты...
    Главная » Статьи » Статьи

    Саровская Пустынь Газета Саров 31 августа 2007 года... Вас там ждут! или На чем стоит детство
    Вас там ждут! или На чем стоит детство
    А еще мне нравится разговаривать с местными жителями. Плавная речь, певучая, и не гнушаются сасовцы диалекта. Что большого останови, что малого, спроси, как проехать к нужному месту, и непременно услышишь: «Ехайте прямо, ехайте, вас там ждут!»

    Где еще, скажите, не надо объяснять, куда ты и зачем, а услышать – вас там ждут. Действительно правда: вот уже десятый год подряд во второй половине июня в Сасове ждут каждого, кто любит, ценит русскую песню. Именно здесь проходит Всероссийский фестиваль имени Александра Аверкина – звонкого русского композитора, чьи песни пелись-перепевались и поются до сего дня не только профессиональными певцами и большими коллективами, но и нами – в будни и праздники нет-нет, да и зазвучит «На побывку едет молодой моряк».

    ЗВОНКОГОЛОСЫЙ ШУРКА
    «Как прекрасна земля, и на ней человек…»
    Это не мои слова – солнечного Сергея Есенина. Уж он-то знал цену своей Рязанщине. Пробежать кратко по именам, и нарисуется отменная картина. Знаменитый Добрыня – богатырь святорусский. Рязанский родом, и звали его так – Добрыня Рязаныч Золотой пояс. Илья Муромец – Рязань и Муром одного княжества, Муромо-Рязанского.

    В знаменитом музее рязанского Кремля до сих пор хранится посох монаха Пересвета, того самого, кто перед началом Куликовской битвы сразился с Челубеем. Можно представить, каков был в силе и в правде – нам, сегодняшним, посох этот выше головы, а Пересвет держал его в руке на уровне груди.

    Чего стоят имена академика Ивана Павлова, основоположника космонавтики Константина Циолковского, географа, путешественника Петра Семенова-Тянь-Шаньского, выдающегося селекционера Ивана Мичурина, писателя Новикова-Прибоя. А уж о певцах и композиторах говорить не приходится. Знаменитый Александр Александров, автор «Священной войны», рязанский родом. Василий Агапкин, написавший «Прощание славянки», тоже отсюда. Анатолий Новиков родился на Рязанщине и подарил нам много прекрасных песен о войне. Один киноактер Борис Новиков дорогого стоит!

    Не замутил талантливого родника и Александр Петрович Аверкин, родом из деревни Шафторки Сасовского района. Правда, принадлежал он всему огромному Советскому Союзу.

    Шафторка – крохотная деревушка на Цне.То ли восемнадцать, то ли двадцать старух доживают свой век в ней. Кто чуть старше, а кто и ровесник звонкоголосого Александра Аверкина. Наш Шурка – так называют они его.

    Восемь лет назад эти самые старухи радовались решению районного начальства о восстановлении дома, где родился и рос до отъезда в Москву Шура Аверкин. И пока на старом месте, на сохранившемся фундаменте поднимали пятистенок, приходили к строителям и приносили нехитрую еду – сваренные вкрутую яйца, зеленый лук, рассыпчатую картошку, политую коровьим маслом. А потом несли в дом сохранные от далеких времен вещи: хотелось воссоздать убранство дома таким, каким оно было когда-то.

    Еще больше прихорашивались старухи в июньские дни – они с нетерпением ожидали приезда высоких гостей на открытие дома-музея, а пуще всего ждали к себе в Шафторку Зыкину. Сколько песен шуркиных она перепела, а видели ее только с экрана телевизора да слушали голос по радио и с патефонных пластинок.

    Дождались. Встречали радостно, во все глаза, с пирогами и поспевшей к этому времени земляникой. И слушали песни, и подпевали, такой хор вряд ли услышишь еще когда-нибудь. И сколько радости было в глазах старух, сколько гордости за себя, свою неказистую деревушку, за цветистые луга и, конечно же, за душевные песни своего композитора.

    Поет израненная временем душа все о том же – о тонкой рябине, о потерянном колечке, о милом дружке, который должен стукнуть в стену и которого обязательно встренет с любовью подруга.

    На этих песнях выросли шафторские старухи, как и их знаменитый земляк, пели их в молодости и сберегли до нынешнего дня. Нет-нет, да и позовет душа в ромашковые луга, на берег Цны, где купается в волнах вместе с маминой песней яркая ночная звезда.

    Помню, в день открытия музея Людмила Зыкина посадила перед окнами аверкинского дома три березки. Теперь они большие, и каждый раз перед началом фестиваля в Сасове под ними поют песни композитора самые известные русские певицы.

    Вот что рассказывала Зыкина (с нее и при ее поддержке начинался фестиваль) в то время:
    - С Александром Аверкиным познакомилась, когда он служил в армии. Он и там не расставался с баяном, писал песни. Услышал мой голос, я работала в хоре Всесоюзного радио у Николая Васильевича Кутузова, и прислал мне свою песню. Это была «На побывку едет молодой моряк».

    Именно с этой песни все в стране узнали Зыкину. А потом были «Мама, милая мама», «Жду я тебя». Вместе с Аверкиным мы объехали многие гарнизоны, солдаты тепло принимали наши песни, их постоянно передавали по радио. Обо мне заговорили как о хорошей певице, об Аверкине – как о прекрасном композиторе. Сотрудничество переросло в дружбу. И однажды Саша мне говорит: «Знаешь, выходи за меня замуж». Я бы вышла, ответила ему, только ведь я собственница, а ты человек влюбчивый, будешь засматриваться на других. Я не прощу.

    Было время, когда я отказывалась исполнять его песни. И это мне не нравилось, и то не подходило. То слова не такие, то музыка не яркая. Он всегда звонил и спрашивал: «Ну, а эту песню ты будешь петь?» И я соглашалась, когда видела, что в песне есть мудрость, есть место голосу, чувствам. Я очень благодарна ему за свою судьбу и за то, что он берег и хранил русские корни в любом своем произведении.

    АЛЬТЕРНАТИВА ПОПСЕ
    Пять лет назад власти Сасова приняли решение создать в городе музей русской народной песни и открытие его приурочить к очередному фестивалю Аверкина. Теперь здесь настоящий музей, в который идут и едут люди со всей России. Интересно узнать о песне все, посмотреть экспонаты. Чего стоят концертные костюмы Лидии Руслановой, те же лапти, например, в которых выступала на московских сценах великая певица.

    Помню, после открытия мы стояли под тенью тополей и разговаривали с неизменным участником фестиваля, народным артистом России, композитором Виктором ТЕМНОВЫМ.

    - Виктор Иванович, вы москвич, а как познакомились с Аверкиным, мальчиком из глухой рязанской деревушки?

    - Он приехал в Москву 15-летним вместе с мамой, которая устроилась чернорабочей на завод «Компрессор». Им дали крошечную комнату в бараке, метров шесть, между кроватями можно было только поставить табуретку. Саша хорошо играл на гармошке. Пришел в заводской клуб. Это была самая близкая к бараку культурная точка. Я там играл на баяне, а руководил ансамблем Виктор Яковлевич Переселенцев. Он мне и говорит: «Вить, вот пришел к нам молодой человек, хочет играть в ансамбле. Нотной грамоты не знает. Ты с ним позанимайся».

    И начали вместе репетировать. Записали Сашу в музыкальную школу. Поскольку за обучение ему было нечем платить, упросили педколлектив давать уроки бесплатно. Надо сказать, что Александр этого заслуживал. Продвигался он необычайно быстро, всю программу усвоил за два года.

    Мы вместе ушли с ним в армию и вместе вернулись. Во время службы он написал отличные песни: «В выходной у проходной», «Отрастил солдат усы», «Наш сержант» (все куплеты Виктор Темнов напел мне по памяти). Эти песни готовили дорогу знаменитой «На побывку едет молодой моряк». Я точно помню, что написана она в конце 1957 года.

    - Какое значение вы придаете сасовскому фестивалю?

    - Хочется, чтобы это была альтернатива безудержному разгулу плохой эстрадной песни. Попса захватила весь эфир, подмяла под себя все. Странно, что это вообще с нами могло случиться. Мы добровольно отлучили себя от своих сокровищ! Кто из молодежи сейчас споет по памяти пять-шесть русских, советских песен? Их не транслируют по радио, по ТВ. А я знаю более трех тысяч песен наизусть. От начала и до конца.

    Наше песенное наследие шоу-бизнес использует в своих целях. Вспомните новогодние проекты «Старые песни о главном». Они хорошо определили аудиторию, подсчитали коммерческую выгоду. Сорок-пятьдесят миллионов человек в стране знают и любят эти мелодии. Часть этой любви они передали детям, как я своему сыну. А внукам уже передать не могу, и у сына тоже не получается. Юное поколение окружают совсем другие ритмы.

    - Знаю, вы по-своему оберегаете песенное наследие.

    - Я открыл в Центральном доме работников искусств в Москве четырехлетний марафон. Раз в месяц на вечерах, которые проводятся бесплатно, рассказываю о композиторах русской и советской песни, приглашаю исполнителей, сам пою и аккомпанирую. Первый вечер посвятил Александру Александрову, автору гимна Советского Союза, песен «Священная война», «Несокрушимая и легендарная».

    Два с половиной часа на этих вечерах я вижу перед собой счастливых людей. У них текут слезы от того, что они слышат песни своей молодости. Мне кажется, народ истосковался по живому исполнению. А ему на концертах подсовывают «фанеру». И никто не возмущается, не называет этот подлог обманом.

    – Вы замечательный композитор, и это правда, 19 ваших песен в репертуаре Зыкиной, ваши песни поет Александра Стрельченко, под вашу музыку танцуют ансамбли «Березка» и «Гжель». Зачем вам еще тратить время и силы на подготовку вечеров?

    - Для меня это возможность облучиться добротой и песен, и слушателей. Тем самым я, человек уже далеко не молодой, продлеваю свою жизнь. Это что касается меня. Но и публике цикл оказался нужным. При каждой нашей встрече Большой зал ЦДРИ переполнен – приходят единомышленники, знающие и любящие советскую песенную классику, в которой и душа народа, и его история.

    И как хорошо, что в Рязани есть места, где любят и берегут русскую песню. Десятый раз прошел аверкинский фестиваль в Сасове. В тридцать четвертый раз проходит фестиваль во Владимирской области, посвященный Алексею Фатьянову. Все знают его песни: «Где же вы теперь, друзья-однополчане», «Соловьи, соловьи»... Мы хотим, чтобы они звучали чаще и не только на праздниках. Чтобы молодежь почувствовала, какой свет исходит от этих мелодий.

    - А как вы относитесь к эстрадной обработке этих песен? Может, в таком виде они легче пробьют дорогу к сердцам молодых?

    - Бывают удачные вкрапления элементов рока. Звучание становится более ритмичным, современным. Чего я не люблю, так это ремейков. Как правило, их делают композиторы, у которых не хватает музыкального образования. Для них популярный классический источник – просто спасение. Ведь его, как ни уродуй, все равно что-то останется привлекательное. Ни один ремейк, на мой взгляд, не смог по настроению даже соперничать с оригиналом. Поэтому мы должны относиться к первоисточникам с большим уважением.

    ПЕТЬ, А НЕ МЕЛЬКАТЬ НА ЭКРАНЕ
    А вот еще одна участница фестиваля – Александра Ильинична СТРЕЛЬЧЕНКО.

    В советские годы имя Александры Стрельченко гремело на всю страну. Но такова сегодня участь певца народного – артист может оказаться «за бортом». Не избежала этой участи и певица, которая не нашла себе места в шоу-бизнесе.

    Но она продолжает выступать и пользуется, как всегда, неизменным успехом у слушателей. Да что говорить, мне многие певицы с высокими званиями говорили, что Стрельченко – это сама порядочность на сцене, в жизни и в отношении к искусству.

    - Александра Ильинична, ведь это же несправедливо – популярная певица вдруг исчезает с телеэкрана.

    - Стоит один раз с этого колеса соскочить, потом на него не вскочишь. Советская эстрада прекратила свое существование, а в шоу-бизнес я не вписалась, тем более что пою только вживую.

    - Вы прошли длинный путь на эстраде. Когда, на ваш взгляд, эстрада стала превращаться в этот самый шоу-бизнес?

    - В перестроечные времена. Тогда же мое традиционное пение оказалось ненужным. Но русская песня будет жить, это не лозунг, это – действительность. Русская народная песня находит своего слушателя. Но в шоу-бизнесе все перевернуто. Кто-то из певцов смог приспособиться к новым условиям, а я вот нет.

    – А на телевидение вас приглашают?

    - Приглашают участвовать во всяких ток-шоу. Я от таких предложений отказываюсь, потому что мое дело – петь, а не мелькать на телеэкране. Вообще в наших песнях важна тема патриотизма в искусстве. В народных песнях заложен патриотизм. В любой стране есть свои культурные богатства. Но русская народная культура – действительно богатейшая.

    - Каково сегодня состояние народной песни на эстраде?

    - Если говорить о концертном исполнении, то на современной эстраде нет русской народной песни, ее растерзали.

    - А как же сасовский случай?

    - Это святой праздник. Низко в ноги кланяюсь тем людям, а это ведь в первую очередь чиновники, кто решил его проводить. Я всегда наблюдаю, как чувствуют себя на нем сами рязанцы. Прекрасно чувствуют, приходят вместе с детьми и внуками, очень много молодежи. Слушают и поют наши песни.

    Я УСЛЫШАЛА НОВУЮ ПЕСНЮ…
    Нынешний июнь в Сасове был традиционным и необычным. Губернатор Рязанской области Георгий Шпак вместе с руководителями города принимал подарки в музее русской песни от известных людей – экспонаты займут здесь достойное место и украсят витрины своей уникальностью.

    Бессменный участник фестиваля – московское трио «Лада» - представлял свой новый альбом, на котором записаны песни Аверкина. Лев Лещенко дал сольный концерт и был обласкан публикой. Заслуженная артистка Светлана Бочкова, свой человек в Сасове, постоянно делилась новостями с горожанами и пела для них во весь голос. Сверкал искрометностью Рязанский народный хор. Группа «Белый день» заводила огромную поляну в городском парке на песни.

    Был традиционный город мастеров – с картинами художников, выставкой национальных костюмов, скопинскими гончарными изделиями. И разливанное море коллективов, исполняющих народные песни, со всей России, из Белоруссии, в том числе и «Сударушка» из Сарова под руководством Людмилы Карпушовой. К чести сказать, мы радовались за своих – не испортили саровские певицы праздника, а внесли в него свой неповторимый и теперь такой узнаваемый в Сасове голос.

    Легко сказать – шесть часов длился гала-концерт. Хоть бы кто ушел из зрителей!

    Мне было интересно наблюдать за бывшим мэром Сасова Николаем Израйлитом. Теперь он живет в Санкт-Петербурге, руководит крупным предприятием, а десять лет назад, когда мы впервые и совершенно случайно встретились, мне не верилось в его начинание: тогда он вынашивал идею провести фестиваль народного творчества и посвятить его Аверкину. А вот поди ж ты – получилось и еще как! Поддержали руководители области, Рязанское землячество в Москве, а затем министерство культуры России. Так вот о Николае Соломоновиче: он принимал не поздравления от бывших своих земляков – он принимал благодарности. Люди подходили и говорили спасибо за праздник.

    Среди народа, покупающего и разглядывающего изделия народных мастеров в торговых рядах, взгляд выхватил Галину Васильевну Аверкину, жену композитора. Буквально несколько слов о ней. Умная и талантливая женщина, она верой и правдой служит памяти своего мужа, хранит и раздаривает его песни народу. Организует и этот фестиваль, который начинался местечково, а перерос во Всероссийский, и всю песенную Россию теперь собирает в рязанское Сасово.

    Она обрадовалась нам, как самым близким друзьям, и после поцелуев, рукопожатий потекла беседа.

    - Фестиваль в Сасове – уникальное самобытное мероприятие. Оно не стихийно образовалось, но и никак какое-то запланированное мероприятие для галочки или идеологии. Оно родилось из души, и сразу у многих людей. Получился фестиваль – очень красивый, получился кладезь, напиться из которого и напоить собираются красивые коллективы и исполнители. Они могут себя показать, других посмотреть, что-то взять из этого кладезя: и мудрости народной, и профессионального мастерства.

    Когда все начиналось – десять лет назад, было очень трудно, потому что тогда никому ничего не надо было, времена были смутные, тяжелые. Но нашлись люди, которые сказали: «Нет, культуру свою надо сберечь». Ведь от века к веку бережется народное творчество, наверное, эта миссия возложена именно на этот город – Сасово.

    Я здесь услышала, как кто-то сказал, что песня – это как костер, она и обогреет, и маяком становится, на который можно выплыть и духовную пищу согреть. И я рада видеть на фестивале многие регионы, а Саров приезжает каждый год! Это здорово, что у вас есть такие энтузиасты, любители, поклонники, которые тоже живут от фестиваля до фестиваля. У нас новый год начинается с фестиваля.

    - А возле костра собираются постоянные?

    - Есть и постоянные, есть и те, кто впервые. Сегодня приехали новые коллективы из Москвы и Пензы. Сегодня будет выступать московский коллектив «Белый день». Я с нетерпением жду их выступления, у них очень любопытное изложение народной и авторской песни. Вообще, фестиваль всегда открывается с Шафторки – с духовного пьедестала, где родился Александр Петрович. Там удивительная энергетика.

    - Галина Васильевна, расскажите про Александра Петровича то, чего никто не знает.

    - Творческие люди и люди с известными именами представляются многим как небожители. Как будто они где-то на облаке сидят и питаются нектарами. А на самом деле они обыкновенные, с нервами, характером, со своими страстями, печалями, радостями. И, конечно, именно этого никто не знает про Александра Петровича, что он был очень доступный, веселый, простой человек. Он не общался только с президентами, королями. Ему большее удовольствие доставляло общение с простыми людьми. Он с огромным удовольствием сидел возле пастуха и слушал его байки. С не меньшим удовольствием он беседовал с Виктором Степановичем Черномырдиным, потому что тот свой мужик, и они давно были знакомы. Я хочу сказать, что Александр Петрович был обыкновенный человек, простой… любил винегрет. И я старалась готовить его любимое блюдо как можно реже для того, чтобы оно оставалось любимым.

    Вообще, мне бы очень хотелось, чтобы мы все не забывали своих корней, чтобы дети, молодежь все-таки пели свои родные, народные песни. Пусть и сегодня рождаются народные песни, но именно в продолжение наших…

    - А рождаются новые песни?

    - Конечно! Не далее как вчера в Шафторке я услышала новую песню и поинтересовалась, кто написал? И мне ответили: такое-то село, такой-то человек. Сейчас много стилизации, подражания и это, как мне кажется, не есть хорошо. А когда это идет вот отсюда, из души, – это здорово!

    Что и говорить: люблю приезжать в летнее Сасово. Как и в любом маленьком русском городке, есть в нем свои, только ему присущие изюминки. И главная из них – люди. Где еще услышишь такой ответ на вопрос, как проехать на фестиваль: «Ехайте прямо, ехайте, вас ждут».

    А еще на выезде в сторону Рязани никак не пропустишь взглядом памятник. Таких у нас в стране больше нет, только в Сасове несколько десятков лет назад поставили памятник… Хемингуэю. Как попал американский писатель сюда, и почему именно ему решили сасовцы отдать дань уважения, узнать мне пока не удалось, сколько ни спрашивал. Одно только узнал (не знаю – правда это или нет), что у американца были рязанские корни.

    А больше всего меня да, наверное, не только меня одного радовало вот что на этот раз: много семей пришло на фестиваль с крохотными детьми, с детьми постарше и совсем юношами и девушками. Не усмотрел я хмельного наигрыша, разглядел, как подпевала молодежь аверкинским песням и исконно народным.

    Все сегодняшнее потом возвратится. Дети вырастут и, кажется, забудут об этом, но в зрелом возрасте вернется то народное, на чем стояло детство.
    Саров-Сасово-Саров
    Иван Чуркин 
    Категория: Статьи | Добавил: kompozitor (13.03.2009)
    Просмотров: 1732
    Воскресенье, 27.05.2018, 06:00
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход

    Форма входа


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск







     

    Статьи [4]
    Авторские сборники произведений [3]
    Сборники песен,хоров,инструментальной музыки композитора Александра Петровича Аверкина вышедшие в различных издательствах...
    Документы [1]

    Copyright MyCorp © 2018