Академического хора русской песни "Песни России".....
Очень добрые,нужные , правильные и вовремя сказанные слова
в адрес этого хора,очень созвучны и моим мыслям и многим другим, неравнодушным к русской песне,к Песням России...
и ... хочу проиллюстрировать эту статью видео с концертов этого
замечательного коллектива, с которым многие и многие годы
связывала творческая дружба композитора Александра Аверкина.
СМОТРИТЕ И ЧИТАЙТЕ!!!
Будут вопросы и предложения-пишите...
я ВСЕ передам Елене Николаевне Кутузовой.
ТАК ДЕРЖАТЬ (некоторые заметки о творчестве
Академического хора русской песни «Песни России») Ох, пора тебе на волю, песня русская!
Благовестная, победная, раздольная,
Погородная, посельная, попольная,
Непогодою-невзгодою повитая,
Во крови, в слезах крещенная-омытая Ох, пора тебе на волю, песня русская!
Не сама собой ты спелася-сложилася:
С пустырей тебя намыло снегом-дождиком,
Нанесло тебя с пожарищ дымом-копотью,
Намело тебя с сырых могил метелицей... Л.Мей
В конце 2010 года по воле случая, а точнее, по Промыслу Божьему, мне довелось послушать звукозаписи и просмотреть видеозаписи широко известного у нас в стране и за рубежом замечательного русского народного хора, который десятки лет назывался Академическим хором русской песни Всесоюзного радио и телевидения под руководством народного артиста СССР композитора Николая Кутузова. После распада Советского Союза хор несколько подкорректировал свое название. Теперь он именуется Академическим хором русской песни «Песни России». Два года исполняющим обязанности художественного руководителя хора, а также главным хормейстером и дирижером хора является дочь Николая Васильевича Кутузова заслуженная артистка России Елена Кутузова. В настоящее время этот хоровой коллектив по российскому радио и телевидению звучит значительно реже, чем в былые времена. Впрочем, это относится не только к Академическому хору русской песни (он-то все-таки иногда звучит), но и абсолютно ко всем известным государственным национальным концертным коллективам России, которые за очень редким исключением сегодня не звучат в эфире вообще. Где, когда, на каких каналах российского радио или телевидения можно сегодня услышать или увидеть известные русские хоровые коллективы, являющиеся национальным достоянием России: хор имени Пятницкого, Северный, Воронежский, Уральский, Сибирский, Омский, Волжский, Оренбургский и другие народные хоры? Увы, на этот вопрос нет вразумительного ответа... Очень давно, так давно, что точно уже и не помню когда, я слушал полную концертную программу некогда очень популярного Академического хора русской песни. А с видоизмененным «перестроечным» названием не слушал никогда. И вот теперь мне вдруг представилась такая редкая возможность - если не посмотреть вживую, то, по крайней мере, увидеть выступление хора на видео и послушать его новые звукозаписи. Отложив все свои многочисленные дела, я с жадностью, внимательно просмотрел и прослушал, причем не по одному, а по два-три раза все переданные мне звуко- и видеозаписи Академического хора русской песни «Песни России». И скажу сразу: от всего увиденного и услышанного получил огромнейшее художественное удовлетворение. Смотрел, слушал и от души радовался за наших коллег: жив курилка! Да и не просо жив. А достойно продолжает и сегодня исполнять свою духовную, культурную и просветительскую миссию - популяризировать русское народное искусство в России и за рубежом. Теперь спешу коротко сказать о некоторых своих впечатлениях. Начну с CD-диска, на котором коллектив хора «Песни России» записал концертную программу, посвященную празднованию 65-й годовщины Великой Победы. Включаю диск. Мощно грянул оркестр и полилась застольная победная песня композитора И.Любана на слова фронтовых поэтов М.Косенко и А.Парковского. О, да ведь эту песню я слышал еще в далеком детстве! В сороковые послевоенные годы. Но не по радио. Нет-нет. Тогда, после окончания страшной войны у нас в станице, пережившей немецкую оккупацию, не было ни радио, ни света. А пели эту песню тогда мои дорогие станичники, в основном, конечно, женщины-вдовы, потерявшие своих мужей на войне. И как пели! С какой-то безумной радостью и невыносимой болью. И как тогда могло не быть этой радости и горечи тяжелых утрат? Ведь наконец-то, слава Богу, закончился тот многолетний кромешный ад, который назывался войною!.. А сейчас, спустя 65 лет, я вдруг снова слышу эту с детства запавшую мне в душу песню, рожденную духом нашей Великой Победы. Но... уже в замечательном, вдохновенном исполнении Академического хора русской песни «Песни России»: Выпьем за русскую удаль кипучую, За богатырский народ! Выпьем за армию нашу могучую, Выпьем за доблестный флот. С затаенным дыханием слушал я эту и все последующие песни, записанные на этом диске: суровую и величавую В.Захарова на слова М.Исаковского «Ой туманы мои, растуманы», солистка Е.Симагина; мужественную М.Блантера на слова М.Винникова «Балтийцы» и плясовую, захватывающую широтой и открытостью русской души «Яблочко», в прекрасной обработке Е.Кутузовой. Песни, хорошо известные, родные, близкие. Слушал, а слезы умиления сами собой появлялись на глазах. Слезы - это очень хороший знак нашего духовного очищения и просвещения. И далеко не всякий исполнитель может так глубоко тронуть слушателя. Но если Академический хор русской песни не просто трогает, а захватывает душу до слез, до боли сердечной, то значит, мы имеем дело с настоящим, глубоким и подлинно народным Искусством. А это, как говорится, очень дорогого стоит. Да, песен времен Великой Отечественной войны нам забывать никак нельзя. Это наша история. Это память о наших дедах и отцах, положивших живот свой на поле брани за Отечество. Поэтому их должны знать наши дети, внуки и правнуки, чтобы никогда не прерывалась духовная и культурная связь времен и поколений. Песни военных лет являются неоспоримыми свидетельствами и художественными документами суровой, трагической и одновременно столь же величественной и героической эпохи воистину Всенародной и Священной войны. В этих песнях отражен богатырский, несокрушимый и животворящий русский дух, необходимый народу во все времена. Особенно в тяжкие, суровые годины испытаний для нашего Богом данного земного Отечества. Вот такие, предельно искренние, правдивые, выстраданные народом, духовно сильные песни, которых нынешние поэты и композиторы - увы! - уже не создают, и должны чаще исполнять в своих концертах русские народные хоры. И не только в юбилейные дни Победы, от случая к случаю, а всегда, постоянно. А иначе, зачем же нам тогда называться русскими, да еще и народными хорами? Очень отрадно, что авторские песни советских композиторов в программе Академического хора русской песни «Песни России» органично сочетаются со старинными русскими народными песнями. Великолепно, например, были исполнены популярные народные песни: протяжная в обработке А.Широкова «Ой, то не вечер», солист О.Молдованов и две песни в обработке Е.Кутузовой: казачья кавалерийская «Спролягала путь-дорожка» и лирическая «Вдоль по улице метелица метет», солист А.Максименко. А затем были исполнены сибирские припевки «Подгорная» и популярная лирическая песня композитора Н.Кутузова на стихи В.Бокова «Сибирский ленок», давно ставшая народной песенной классикой. Не могу не отметить красивый, задушевный дуэт солистов этой песни Олеси Лесновой и Татьяны Моляровой. Авторские и народные песни в их гибком сочетании духовно объединяют в единое целое разные временные эпохи. Старинные русские песни чудесным образом сближаются с сегодняшним днем. И те, и другие выражают мысли, чувства и душу не просто отдельных личностей, а духовно целого соборного народа. Поэтому народная мудрость верно гласит: в песне душа народа. И Академический хор русской песни своим проникновенным исполнением убеждает нас в этом. Далее я просмотрел выступление Академического хора русской песни, записанное на видео во время гастролей коллектива в декабре 2010 года в Словении. И хотя это не полный концерт, тем не менее, запись дала мне достаточно информации для того, чтобы составить цельное впечатление о выступлении коллектива за рубежом. Структура хора «Песни России» традиционна. Как и у всех государственных русских народных хоров. Она включает в себя хоровую, оркестровую и танцевальную группы. Программа концерта строится, прежде всего, на широко известных русских классических народных песнях, танцах и оркестровых номерах. Концерт идет в режиме «нон-стоп». Все три группы находятся в постоянном движении, перестроении, взаимодействии. Постоянно используется принцип контраста. Медленные, протяжные песни сменяются плясовыми, задорными. Концерт проходит на едином дыхании под несмолкающие бурные аплодисменты зрителей. Начался концерт исполнением вокально-хоровой композиции «У наших ворот». Удалая пляска сменяется русской народной песней «Ой мороз, мороз». Есть много различных вариантов этой песни. Очень популярный, например, вариант песни в исполнении Воронежского русского народного хора. Но Академический хор русской песни «Песни России» исполняет свой, не менее чудесный вариант (обработка Н.Кутузова). Очень выразительны, музыкальны и красивы, просто на загляденье, солисты в этой песне: усатый, колоритный баритон, по виду - ни дать, ни взять природный казак Олег Молдованов. И ему под стать такая же обаятельная солистка, родом с Кубани, значит наверняка казачка, Мария Долганюк. Зимнюю тематику концерта продолжили еще четыре хоровых произведения: песня Г.Пономаренко «Ой снег, снежок», солистка Анна Небученкова; русская народная песня (хотя автор ее известный русский композитор А.Варламов, но песню его давно и по праву называют народной) «Вдоль по улице метелица метет», солист Александр Максименко, типичный русский лирический тенор. И задорная вокально-хоровая композиция А.Титова «Зима-раскрасавица». Все эти песни были прекрасно «растанцованы», т.е. переведены в жанр ярких концертных вокально-хоровых сцен (постановка всех танцев главного балетмейстера, заслуженной артистки России Людмилы Байковой). В этих сценах великолепно показала себя очень техничная и эмоционально заряженная танцевальная группа хора. Изящно, в стремительном темпе, очень моторно были исполнены танцевальные трюки. Надо сказать, что увлечение трюкачеством в русских народных хорах и танцевальных ансамблях не раз подвергалось жесткой, на мой взгляд, далеко не всегда справедливой критике. Прекрасно исполненные трюки всегда по достоинству воспринимаются зрителями. И это мнение убедительно подтвердила танцевальная группа Академического хора русской песни «Песни России». В зимней теме была исполнена также русская народная песня о замерзающем ямщике «Степь да степь кругом», в классической обработке талантливейшего советского композитора В. Захарова, автора «Ой туманы мои, растуманы» и многих других песен, ставших давно поистине всенародными. Захаровская обработка песни очень хорошо известна многим любителям народного искусства, прежде всего, по ее великолепному исполнению нашим главным отечественным Русским народным хором имени Пятницкого и многими другими народными хорами. Для ее выразительного исполнения, конечно же, требуется большой, мощный хор. Но, тем не менее, даже в этом довольно камерном составе хора песня прозвучала ярко, проникновенно, мощно и очень достойно. Столь же убедительно прозвучала и другая русская народная песня «Тонкая рябина», в обработке Н.Кутузова, солисты Людмила Рекида и Татьяна Молярова. Именно в этих развернутых по форме обработках песен и показал свой высокий исполнительский уровень и профессиональное мастерство Академический хор русской песни «Песни России». Словенская публика очень тепло и радушно приняла хор. Её горячие аплодисменты, цветы и радостные лица, и говорят об успехе коллектива. А в этом успехе, несомненно, важную, стержневую роль сыграл главный хормейстер и дирижер, заслуженная артистка России Елена Николаевна Кутузова. Она обладает тонкой природной музыкальностью и прекрасной школой, полученной от своего отца, музыканта-профессионала, талантливого композитора и дирижера, народного артиста СССР Николая Васильевича Кутузова (причем и отец, и дочь учились каждый в свое время у выдающегося русского дирижёра, народного артиста СССР Владислава Геннадьевича Соколова). А умение глубоко проникать в эмоциональный стой каждой песни и затем дарить ее красоту зрителям она получила от своей матери Семенкиной Екатерины Ефимовны – народной артистки России, известной певицы, солистки Академического хора русской песни. Манера дирижирования Елены Николаевны внешне очень скромная, неброская, лишенная каких бы то ни было внешних эффектов, но вместе с тем, внутренне предельно собранная, эмоционально напористая, волевая. Хор для нее живой музыкальный организм. Она с любовью и упоением играет на нем и дирижерскими волевыми усилиями добивается от него желаемого художественного результата. С любовью. Да, именно, с любовью. А как же иначе? Ведь всё прекрасное созидается любовью, Божьей благодатью. А чистая, светлая, возвышенная Любовь и есть Бог. Творческий труд художественного руководителя русского народного хора, впрочем, как и каждого истинного большого национального Художника, есть не просто ремесленная работа, а высокое призвание и служение своему делу. А через него и народу своему, Отечеству земному и Господу Богу нашему. Не оставили равнодушными зрителей и два блестящих оркестровых номера. Первый, «Кубанская-залихватская» И.Дербенко - пьеса для гармошки с оркестром. Солист, гармонист Святослав Шершуков так эмоционально «выжал» из русской трехрядной гармони за три минуты буквально все, что можно, - что этим самым, как говорится, уложил публику наповал! Второй оркестровый номер - с чисто русским названием «Береза». Солисты - тот же Святослав Шершуков, но уже не с гармонью, а с баяном, и не менее яркий виртуоз-балалаечник Василий Хорошилов. И снова гром аплодисментов, вновь огромный успех. И действительно, как же глубоко и трогательно берет за душу скромная трехструнная русская балалайка! Слушал я, смотрел, а из уст так и вырывалось само собой: ну и хорош, до чего же хорош Хорошилов! Завершился концерт большой вокально-хореографической сценой в постановке народного артиста России А.А.Климова «Барыня». Эта финальная праздничная пляска поставила яркую точку... - да что я говорю? Какую там точку, пусть даже и самую жирную. Нет, не точку, а яркий, раскрашенный всеми цветами радуги восклицательный знак! А после - заслуженные коллективом бурные аплодисменты, овации. Вызов на сцену дирижера. Цветы, поклоны и слова благодарности словенских зрителей. Я полностью разделяю их. И сердечно радуюсь за коллектив Академического хора русской песни «Песни России», детище народного артиста СССР, композитора Николая Васильевича Кутузова,отдавшего ему более 6О лет! Радуюсь за русское народное искусство, за Россию. И хочется мне от души сказать нашим дорогим коллегам: помогай вам Бог и дальше
так держать!
Художественный руководитель Государственного Академического Кубанского казачьего хора, народный артист России, Украины, Республики Адыгея и Республики Абхазия, лауреат Государственной премии России,