Песням Аверкина — многая лета!
Чем порадовал и о чём побудил снова задуматься вечер памяти замечательного отечественного композитора
Зал Центрального Дома работников искусств, где состоялся этот вечер, хотя официально и называется Большим, не смог вместить всех желавших попасть сюда. И это понятно: часто ли можно услышать сегодня по телевидению или радио песни, созданные прекрасным русским, советским композитором Александром Аверкиным? А между тем в народе они не забыты и любимы по-прежнему. Достаточно назвать хотя бы “На побывку едет молодой моряк” или “Милая мама”, которые давно уже стали в полном смысле народными.
“В КРЕМЛЁВСКОМ Дворце должны бы проходить такие концерты”,— заметил сидевший рядом со мной Владимир Степанович Никитин, председатель ЦКРК КПРФ.
Совершенно верно! “Правда” уже не раз писала об этом, но, видимо, надо писать ещё и ещё, чтобы коренным образом изменить культурную политику в нашей стране.
Александр Петрович Аверкин ушёл из жизни почти четырнадцать лет назад, успев отметить своё 60-летие, но не выдержав тех бед, которые обрушились на родную страну и любимое искусство. О том, насколько глубоко он всё это переживал, много рассказывал мне один из ближайших его друзей — Александр Сергеевич Тарасов, возглавляющий в городе Сасово Рязанской области здешнюю “Сельхозтехнику” и горком КПРФ.
Аверкин родился неподалеку, в деревне Шафторка, расположившейся близ широкой задумчивой Цны. Для меня места эти тоже с детства родные, к тому же мы с ним одногодки, так что хорошо понимаю неизбывную любовь его к прицнинским лугам и лесам, притягивавшим уже знаменитого композитора до самых последних дней жизни. Представляю и условия, в которых ощутил он свой музыкальный дар. Хоть жизнь первых послевоенных лет в деревне была очень тяжёлой, но гармонь всё равно звучала. А уж музыка и песни, которые приносило радио,— это ведь было настоящее счастье для души!
На вечере выступил композитор и музыкант Виктор Иванович Темнов, народный артист России, вспомнивший семнадцатилетнего Сашу Аверкина, который пришёл в клуб московского завода “Компрессор”, чтобы поступить в ансамбль баянистов. На гармошке он играл лихо, на слух, а вот баяну и нотам руководитель ансамбля поручил Темнову подучить парня.
К этому времени Аверкины переехали в Москву, мать стала работать на “Компрессоре”, и им дали маленькую комнатку. Но для талантов был заводской клуб! Цел ли он сейчас? На этом же вечере бывшая заместитель директора Дворца культуры ЗИЛ Любовь Павловна Давыдова, сасовская по рождению, рассказала мне, что прославленный этот дворец, из которого вышли на всесоюзную сцену бесчисленные таланты, недавно продали...
А тогда вокруг Темнова и Аверкина, ставших друзьями, образовалось нечто вроде музыкально-поэтического кружка. И уже широко известный поэт Виктор Боков подарит солдату Таманской дивизии Александру Аверкину стихи, которые вскоре станут знаменитой песней о молодом моряке, приезжающем на побывку в родную деревню.
РАЗУМЕЕТСЯ, песня эта не могла не прозвучать на вечере памяти. В завершение вместе с артистами пел её весь зал. Ну а до этого в течение двух с половиной часов было такое яркое многоцветие музыки, положенных на неё стихов и великолепных исполнительских голосов, что в зале всё время царила атмосфера подлинно праздничная.
Проникновенная лирика — “И зачем меня ты беспокоишь?” или “Хочу я, миленький, тебе понравиться” (обе на стихи самого Александра Аверкина, который был также одарённым поэтом!) — сменялась задорным юмором “Тимони”, “Тёщи моей” или “Отрастил солдат усы”. Классика аверкинская — “Мне берёзка дарила серёжки”, “Отшумело поле”, “Падают листья”, “Моя страна” — чередовалась с произведениями менее известными, но тоже вызвавшими искренний восторг слушателей.
Мне думалось, что я знаю чуть ли не все песни любимого композитора. Но где там! Открывал для себя то одну, то другую. Всего, оказывается, Аверкин создал их около пятисот.
Об исполнителях можно было бы говорить очень много и назвать стоило бы буквально всех. Основное впечатление — есть-таки голоса на Руси! Вот только почти не слышит их нынешняя Русь, насильственно оглушаемая отвратительным шоу-бизнесом. Скажите, когда вы слышали за последнее время с телеэкрана и по радио народную артистку Анну Литвиненко, замечательно исполнившую на вечере песню “Подарите женщине любовь”? Слышите ли таких же замечательных певцов, как народные артисты России Александра Стрельченко, Зинаида Кириллова, Михаил Кизин? Или заслуженных артистов России Надежду Крыгину и Светлану Бочкову, заслуженную артистку Ингушетии Анну Сиднину? А изумительное вокальное трио “Лада”? Увы, господствуют совсем другие, до тошноты надоевшие.
Но обнадеживает, что в концерт памяти Александра Аверкина выдающаяся русская певица Александра Стрельченко пришла со своей талантливой юной ученицей Ксенией Чурсиновой, радует, что пели здесь (отлично пели!) молодые Светлана Ильина и Ольга Чиркова. Несмотря на все препоны, воздвигнутые в России для русской песни, новые исполнители ее всё же подрастают...
СКАЖУ, конечно, о тех, благодаря кому этот вечер изначально состоялся,— об организаторах. У государства ныне, как мы знаем, в культуре иные приоритеты, и Аверкин к ним не относится. Поэтому инициативу в данном случае взяла на себя вдова композитора Галина Васильевна, ставшая заботливой хранительницей и пропагандистом его творческого наследия. Хорошо, что подключилась со своим авторитетом народная артистка СССР Людмила Зыкина — она была в свое время первой и лучшей исполнительницей многих аверкинских песен. Академический русский народный ансамбль “Россия”, художественным руководителем которого Людмила Георгиевна является до сих пор, вдохновенно играл весь вечер. А до этого огромная работа была проделана его главным дирижером Анатолием Соболевым: надо было заново прочитать многие партитуры, обновить аранжировки, подготовить и ввести молодых певцов.
Так получилось, что у поэта Александра Боброва, которого Галина Васильевна хотела видеть ведущим этого вечера, в тот день был свой юбилей. Но он, друживший с Александром Петровичем и написавший стихи для нескольких его песен, поступил истинно по-товарищески: отказавшись от собственного празднования, прибыл на работу в ЦДРИ. Чем, кстати, подтвердил искренность своих строк, посвященных другу:
Как бы душу судьба
ни коверкала,
На последнем уже рубеже,
Только вспомнишь улыбку
Аверкина —
Как-то сразу светлей
на душе.
Приехала и представительная делегация земляков Александра Петровича из Сасовского района, где нынешним летом уже в двенадцатый раз пройдет Фестиваль народной песни имени Александра Аверкина, где его имя носят и улица, и детская музыкальная школа, и уникальный Музей русской песни.
Вот так! Если первым лицам федеральной власти милее “Битлз” и тяжелый рок, то русская песня — на последнем уже рубеже! — продолжает спасаться русской провинцией.
Хотелось бы только напомнить древнюю, но, судя по всему, очень злободневную китайскую мудрость: “Если в стране чужая музыка звучит громче, нежели своя, эта страна недалека от гибели”.
А разве мы желаем погибнуть?
Виктор КОЖЕМЯКО.
|