Русская поэзия, начиная с Державина и Пушкина, воспела великое чудо и вместилище национального характера – народную песню. Народ наш сложил много поговорок о ней, одна из них, приведённая Владимиром Далем, звучит так: «Сказка – ложь, а песня – правда». Современная попса, особенно та, что выдаёт себя за «русскую песню» - откровенная ложь, фальсификат хуже палёной водки. Пушкин уже тогда различал истинно правдивую песню от пошлых подделок в западном духе, обронив мимоходом:
Как стих без мысли в песне модной,
Дорога зимняя гладка.
Теперь и на этой скользкой дороге – колдобины смысла и лужи пошлости. Казалось бы, все смирились, стали думать, что песни, которые написаны баянистом Костюком для Кадышевой в шикарной квартире с итальянскими интерьерами в сусальном золоте и мраморе – и есть русская песня. Но нет: статья Александра Фролова «Пурпур вместо музыки» вызвала множество откликов и показала, что наши читатели не утратили чувство правды и гармонии. Получил и я отклики на свой месяцеслов, где напечатал заметку о незамеченном на государственном уровне и ТВ 100-летнем юбилее хора им. Пятницкого. Вот как эмоционально написала одна читательница:
diana Прочла мартовский месяцеслов А.Боброва, как и другие его статьи, на одном дыхании. Особенно понравился раздел «Фиолетовое и розовое». Сразу ностальгия, сразу слёзы на глазах. Моя любовь к русской народной песни началась с детства, с хора имени Пятницкого, с песни про ямщика. Вот это искусство! Куда там фиолетовым! Сказать, что это гениальный коллектив - сказать банальность… Хоть бы диск где-нибудь купить. А сколько было подобных коллективов в пору нашей юности: Северный русский народный хор, Уральский русский народный, Омский, Воронежский и т.д. Где вся эта алмазная россыпь? А Ансамбль Моисеева! Вообще в мире был подобный ансамбль? Какие танцы ставились! Не только русские народные, танцы народов мира. В глазах стоит танец аргентинских пастухов… И эти шедевры творились в Советской стране! Да, нам есть чем гордиться! А медведевы пусть гордятся своими голубыми и фиолетовыми… Всё, пошла плакать».
Диана, если Вы отплакались, я хочу напомнить, что в перечне славных коллективов Вы забыли упомянуть выдающий Академический хор радио и телевидения под руководством народного артиста СССР Николая Васильевича Кутузова. В пору моего вхождения в поэзию и песню он царил в эфире, был образцом профессионализма, бережного отношения к традициям, к духу русской песни. Ведь многие шедевры моих старших товарищей - Александра Аверкина, Виктора Бокова получали всенародное признание в обработке Николая Кутузова и в устах этого хора. Много раз я слушал и снимал этот коллектив на концертных площадках, выступал с ними на одних праздниках и сценах, праздновал премьеры и юбилеи выдающихся хранителей русской песни.
Всегда рядом с Николаем Васильевичем была его жена - замечательная солистка хора Екатерина Семёнкина. Как и сам Кутузов, Екатерина Ефимовна родилась в Москве, в рабочей семье выходца из Рязанского песенного края, который в молодости не расставался с гармошкой. Мать, выросшая на Смоленщине, была замечательным знатоком и исполнительницей русских песен. Можно ли представить, чтобы в сегодняшней Москве смогут родиться такие хранители русского духа!
Более 50-ти лет пела народная артистка России Семёнкина в хоре Всесоюзного радио, или как он потом стал называться - Академическом хоре русской песни Российского государственного музыкального телерадиоцентра. За эти годы сложился обширный репертуар – более 400 русских старинных и современных авторских песен. Завязалась творческая дружба Екатерины Семенкиной с Антониной Фроловой. Этот дуэт был знаменит и любим народом. А в фильме «Дело было в Пенькове» возник другой дуэт - с Людмилой Зыкиной была спета истинно народная песня Николая Доризо и Кирилла Молчанова «Огней так много золотых на улицах Саратова». Всякий раз в застолье Екатерина Ефимовна – верная читательница «Советской России» горячо обсуждала со мной мои статьи, говорила о наболевшем, невозвратно утраченном, но оптимизма не теряла. И вот в августе 2009 года её не стало, но это был уже второй сокрушительный удар по Кутузову.
Первый нанесли ему чиновники от культуры, когда сразу после отмечания 80-летнего юбилея выдающегося хормейстера и композитора его стали упрекать в том, что он... не подготовил себе замены. Но в хоре уже 12 лет работала его дочь – заслуженная артистка России Елена Кутузова, которая с детства переняла от таких-то родителей и любовь к русской песне, и все секреты её исполнения. Но нет, это у нас в кино да на театре гордятся плодящимися династиями – Юрские, Захаровы, Янковские, Германы, Кончаловские. Ещё молоко на губах не обсохло, а уже и снимаются, и огромные деньги на собственные постановки и съёмки получают. А вот как раз народная песня органичней всего держалась не здоровой семейственности! Нет, нельзя... И специально, как мне кажется, для погубления кутузовского коллектива в 2006 году руководство, недавно назначенное в Музыкальный центр (РГМЦ), решило привлечь к работе в хоре еще одного руководителя, надеясь, что Николай Васильевич сам уйдет в отставку. Ненужным «конкурентом» стал Александр Дармастук – бывший руководитель Уральского народного хора. Не берусь судить о достоинствах заслуженного деятеля культуры и причинах исчезновения Уральского хора с горизонта культуры, но Дармастук - по образованию баянист, недостаточно знающий вокал.
А Коля Кутузов ещё в конце тридцатых годов прошлого века стал известен всей стране без ТВ, благодаря звонкому голосу солиста Красноармейского балалаечного оркестра ЦДК им.М.Фрунзе, ученика ЦМШ в Москве. Его голос звучал на радио, с песнями в его исполнении выпускались пластинки. Именно благодаря пронзительной звонкости голоса мальчик был выбран на роль принимающего парад на грандиозном мероприятии – Параде пионеров-физкультурников на Красной площади в 1939 году. А в следующем году Николай Кутузов принял участие в съемках легендарного фильма «Тимур и его команда», в котором он сыграл Гейку. Да и вся дальнейшая жизнь Кутузова явилась проявлением его необыкновенной творческой одаренности.
Лауреат Государственной премии России им. М.Глинки, профессор, 57 лет возглавляет Академический хор русской песни, созданный в победном 1945 году. Вдумайтесь! – страна лежит в руинах, оплакивает павших, залечивает раны, но создаётся уникальный коллектив. Именно в него Кутузов был приглашен хормейстером (1950), а позже (1954) был назначен художественным руководителем. Это же человек-эпоха, легенда, которая, увы, становится никому не нужна.
Перед Дармастуком была поставлена задача по-бабкински «освежить» народное исполнительство, соединив народность и задушевность с элементами джаз-рока, так сказать «ошансонить» жанр. В репертуаре появилось множество попурри на темы советских эстрадных песен, обработки Дармастука в жанре фольк-рока, его собственные ура-патриотические песни. Ни о какой культуре пения, вокальной чистоте, ни о каком сохранении стиля хора, завоевавшего задолго до прихода Дармастука народную любовь и всеобщее уважение своим неповторимым почерком, - не было заботы. Но якобы - по-новому!
От декларируемого уважения к многолетнему руководителю не осталось и следа, когда Дармастук через месяца работы попросил Кутузова удалиться с показа начальству своей первой программы, сказав : «А я вас сюда не приглашал!», хор просто оцепенел, а чиновники от культуры нашли оправдание действиям Дармастука и поддержали его. Не знаю, что тут от личных качеств худрука, а что от общего стиля нынешнего «демократического руководства» под стать вредительсву...
Культурное начальство вообще плохо разбирается в духе и стилистике народного искусства: ему все равно как - лишь бы выступления были покупаемы и приносили доход. В 2007 году хормейстеры - отец и дочь Кутузовы написали письмо президенту и соответствующим министрам (культуры и массовых коммуникаций) о происходящем уничтожении хора, с просьбой помочь разобраться с ситуацией и выделить грант для хора. Письмо спустили... в тот же Музыкальный центр (это вообще манера такая крупных либеральных чиновников – спускать жалобы тому, на кого, собственно, и жалуются!). Правда, грант выделили, как и многим академическим хорам - за неоспоримые заслуги в области культуры. А сам хор был поделен на три части: «Песни России», где неутомимая Елена Кутузова ведёт всю ежедневную работу, а Николай Васильевич продолжает оставаться художественным руководителем; «Финист-балалайка» - ансамбль народных инструментов под руководством Ивана Обликина (год назад «Финист» был официально присоединён к «Песням России», и теперь является частью хора); наконец, «Славянские напевы» - руководитель Дармастук.
Послушайте, знатоки русской песни, вы вообще можете понять, что это за «славянские мотивы»? Они такие разные – белорусские и польские одни, балканские с отзвуками турецкого востока – другие, чешские или полабские с немецким влиянием – третье. Разве не ясно – Кутузов создал выдающийся хор Русской Песни. Это – Вселенная. Освой её попробуй! А Кутузов поднял с хором и освоил целые фольклорные пласты Архангельской, Вологодской, Московской, Рязанской, Смоленской, Курской, Брянской, Орловской, Белгородской областей России, Сибири, Волги, Дона, того же Урала. В этих программах он выступает как талантливый интерпретатор и автор более 400 обработок народных песен.
Среди авторских произведений, созданных композитором для хора, значительное место занимают песни патриотического звучания «Люблю тебя, моя Россия», «Баллада о двух солдатах», «Родина Победы», «Сердце, опаленное огнем». Сердечностью и теплотой проникнуты песни Кутузова о родной природе - «Русская береза» (стихи Д.Кудрявцева), «Сибирская яблонька» (стихи В.Бокова) и многие другие. В репертуаре хора всегда значительное место занимают произведения известных российских композиторов А.Новикова, С.Туликова, А.Пахмутовой, А. Аверкина, Г.Пономаренко и других. Тесная дружба связывала композитора с Людмилой Зыкиной. В последние годы Академический хор и его руководитель постоянно участвовали с ней в совместных концертах, проходящих в самых престижных залах Москвы.
Николай Кутузов много лет являлся автором известного радиоцикла «России звонкие края». Открытый, доверительный, искренне заинтересованный тон этих программ на долгие годы снискал любовь слушателей и принес в 1982 году заслуженную награду ее создателю – Государственную премию России им. М.Глинки. В 1975 - 2010 годах Николай Кутузов возглавлял кафедру хорового дирижирования в Государственном музыкально – педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская Академия музыки им. Гнесиных). Многие годы он избирался председателем правления Всероссийского музыкального общества.
Педагог, просветитель, композитор, организатор, дирижер Николай Васильевич Кутузов внес неоценимый вклад в развитие народно-певческой культуры в частности и отечественной культуры в целом, за что был награжден двумя Орденами Трудового Красного Знамени, двумя Орденами за Заслуги перед Отечеством (III и IV степени), Орденом Петра Великого. Может, доверимся таланту, опыту, чутью этого последнего из могикан народной песни и сделаем ему лучший подарок к 85-летию, которое будет отмечаться 17 апреля этого года – оградим хор от неуклюжего вмешательства чиновников-модернизаторов, от бездумной коммерциализации уникального коллектива.
Елена Кутузова работой последних лет доказала своё право руководить столь сложным и уникальным коллективом. Вот что написал в газету о хоре народный артист России и Украины, руководитель Кубанского народного хора Василий Захарченко: «Очень давно, так давно, что точно уже и не помню когда, я слушал полную концертную программу некогда очень популярного Академического хора русской песни. А с видоизмененным «перестроечным» названием не слушал никогда. Отложив все свои многочисленные дела, я с жадностью, внимательно просмотрел и прослушал, причем не по одному, а по два-три раза все переданные мне звуко- и видеозаписи Академического хора русской песни «Песни России». И скажу сразу: от всего увиденного и услышанного получил огромнейшее художественное удовлетворение. Смотрел, слушал и от души радовался за наших коллег: жив курилка! Да и не просто жив. А достойно продолжает и сегодня исполнять свою духовную, культурную и просветительскую миссию - популяризировать русское народное искусство в России и за рубежом.
Теперь спешу коротко сказать о некоторых своих впечатлениях. Хор «Песни России» записал концертную программу, посвященную празднованию 65-й годовщины Великой Победы. Включаю диск. Мощно грянул оркестр и полилась застольная победная песня композитора И.Любана на слова фронтовых поэтов М.Косенко и А.Парковского. О, да ведь эту песню я слышал еще в далеком детстве! В сороковые послевоенные годы. Но не по радио. Нет-нет. Тогда, после окончания страшной войны у нас в станице, пережившей немецкую оккупацию, не было ни радио, ни света. А пели эту песню тогда мои дорогие станичники, в основном, конечно, женщины-вдовы, потерявшие своих мужей на войне. И как пели! С какой-то безумной радостью и невыносимой болью. А сейчас, спустя 65 лет, я вдруг снова слышу эту с детства запавшую мне в душу песню, рожденную духом нашей Великой Победы. Но... уже в замечательном, вдохновенном исполнении Академического хора русской песни «Песни России»:
Выпьем за русскую удаль кипучую,
За богатырский народ!
Выпьем за армию нашу могучую,
Выпьем за доблестный флот.
С затаенным дыханием слушал я эту и все последующие песни, записанные на этом диске: суровую и величавую В.Захарова на слова М.Исаковского «Ой туманы мои, растуманы» (солистка Е.Симагина); мужественную М.Блантера на слова М.Винникова «Балтийцы» и плясовую, захватывающую широтой и открытостью русской души «Яблочко», в прекрасной обработке Е.Кутузовой. Песни, хорошо известные, родные, близкие. Слушал, а слезы умиления сами собой появлялись на глазах».
Да простится мне столь пространная цитата опять со слезами в финале, но я сознательно ссылаюсь на мнение ещё одного взыскательного хранителя традиций народной песни, чтобы подчеркнуть, какую верную линию правды и патриотизма ведёт хор. Это особенно важно в году 70-летия начала Великой Отечественной войны и 70-летия победоносной Московской битвы. Русская песня – не сдаётся! С 85-летним юбилеем Вас, Николай Васильевич!
Александр БОБРОВ