КОМПОЗИТОР АЛЕКСАНДР АВЕРКИН
     
    Главная » 2015 » Февраль » 5 »
    19:30

     

    УЛЕТЕЛА С ЖУРАВЛЯМИ МОЛОДОСТЬ МОЯ

     

    К 80-летию со дня рождения композитора,

    заслуженного деятеля искусств РСФСР

    Александра Петровича Аверкина

    Иван ЧУРКИН

     Мне не пришлось лично познакомиться с Александром Петровичем Аверкиным, хотя жил рядом с ним. Нет, дело не в географической близости, а в песенной. Как только себя стал помнить, из маленького репродуктора, который бабушка бережно прикрывала вышитой салфеткой, часто, почти ежедневно, лились его песни. Особенно памятна «Мама, милая мама». Его всегда пел трепетный русский голос, такой, какой я в праздничные дни слышал от наших сельских певуний. Когда по радио звучали этот голос и эта песня, в доме наступала святая тишина. Кто бы что ни делал, каждый замирал: настолько была мила, волнительна и сердечна песня, будто не сочиненная конкретным автором, а вышедшая из судьбы народа.  В те времена из каждого дома весной и осенью провожали ребят в армию и ждали с нетерпением весточек от сыновей. А тут песню послушали, будто с сыном поговорили.

    Сын то не просто пишет, а признаётся в любви к матери.

    …К нежной, ласковой самой

    Письмецо своё шлю.

    Мама, милая мама,

    Как тебя я люблю.

     Часто ли в нашей жизни мы признаёмся в любви матери? Да почти никогда. Девушкам признаёмся, невестам, жёнам, а самый близкий и желанный человек на белом свете так и остается обделённым. Само по себе понятно: любим мать, а вот вслух сказать не получалось и не получается. Тут же, в песне этой, искреннее чувство сына к матери как на яву.

     - У Саши все песни о любви. Бери любую, и ты обязательно почувствуешь, как трогательно он пишет о родине своей, об отчем доме, о друзьях и подружках детства, о жизни. Не каждому дано было в жизни любоваться любовью, - так мне несколько лет назад сказал народный артист России Виктор Иванович Темнов.

    А уж ему ли, композитору-народнику, не знать Аверкина!

    Вместе начинали свой творческий путь и шли по музыкальной жизни рука об руку.

     - Когда мать Саши переехала из рязанской деревни в Москву и устроилась на завод разнорабочей, их поселили в барак. Комнату дали. В ней можно было только поставить две кровати и тумбочку между ними. Вот тогда мы и познакомились. Ему очень хотелось учиться игре на баяне. На гармошке он играл отменно. Упросил я преподавателей музыкальной школы послушать Сашу. Послушали, приняли, а он не знал ни единой ноты. Саша нагнал в учебе нас и перегнал нас. И закончил её за два года.

     Виктор Иванович вспоминал тогда, как потом собирались в этой комнате в бараке вместе Аверкин, Боков, Зыкина, Темнов.

    Мать ставила на тумбочку чашку с квашеной капустой, рядом клала хлеб, и,

    если было, вынимали бутылочку красного винца.

     - Пели под баян Аверкина всё, что знали, и не гадали тогда, кто из нас какое место в жизни займет.

     Боков в то время был на двадцать лет старше всех. Зыкина только что пришла в хор Всесоюзного радио. Темнов ещё не играл в оркестре «Березки», а Аверкин только начал учить ноты.  Песен в его голове звучало множество, и все они перекликались с теми, что певала ему, мальчонке, бабушка Варвара в родной деревне Шафторка, затерявшейся в рязанско-мордовской стороне.

     Здесь любили песню и заботились о ней. Из уст в уста передавалась она по наследству в этом необыкновенно певучем крае. Её унаследовал и Александр Петрович. Не случайно несколько лет назад мне в Шафторке, как и многим участникам фестиваля имени Аверкина, пришлось видеть такую картину. К восстановленному родовому домику композитора несли на руках два дюжих молодца старуху. Сама идти она не могла – инсульт недавно приключился, так упросила внуков принести её на проулок, где местные жители встречали певцов из Москвы, Рязани, других российских городов – участников фестиваля.

     - Эх, милай, да разве могу я усидеть дома? - укоризненно качала головой шафторская старуха на мой вопрос. – Я под Шуркину гармонь ещё девкой плясала. Потом мы всей деревней до дыр заигрывали пластинки с его песнями, патефон ломался,

    а ты спрашиваешь: что дома не лежится?

     Неудобно ли мне было от этого? Нет – радостно. Потому, что память уважением наполнена, а деревенский житель на похвалу скупой. Потому, что льются аверкинские песни – сродницы выстраданных народных песен, потому, что открыта дверь в родной дом Александра Петровича, в который идут и идут люди.

      Галина Васильевна Аверкина, разумница и оберегательница творчества своего известного мужа, рассказывала, как приехала она в 1996 году вместе с дочкой Александра Петровича Мариной, другом Саши Александром Сергеевичем Тарасовым, руководителями района в Шафторку, долго блуждали по деревне в поисках родительского дома композитора. И нашли. Он по самые окошки врос в землю, но былой приветливости не утерял. Целёхонькие стёкла окон поблескивали  и рвались на волю из-за зарослей лопухов и полыни.

    Наличники крепко оберегали взгляд дома. 

     Как долго он дожидался родных! Даже намоленные иконки, разукрашенные по-рязански серебристой фольгой, берегли себя для такого случая.

     - Было такое состояние, - рассказывала мне Галина Васильевна, - будто дом Аверкиных только и ждал нас, когда же мы придём, когда же мы придём. Мы в прямом смысле вырубали к нему проход, а когда узкая дорожка пролегла, под окнами обнаружили неширокую завалинку, присели на неё,  взгрустнули.

     "Ведь любовь моя ко всей России от земли рязанской началась!" – так писал Аверкин.

     - Не думала я, что дом Саши вновь поднимется, и заскрипит калитка, впуская каждого, кому дороги аверкинские песни.

     Зато как надо думал Николай Соломонович Израйлит, бывший руководитель города Сасова, когда задумывал провести первый фестиваль имени Аверкина, а вместе с этим  восстановить этот песенный домик. Его начинание до сих пор лелеется заботами мэра Сасова Евгенией Ивановной Рубцовой

    и коллегами – её заместителями, управлением культуры города.

     А почётные гости во главе с Галиной Васильевной Аверкиной ходили по широкой избе, останавливались возле давних фотографий, где композитор совсем молодой, с гармошкой в руках, а возле него рой девчат, возле икон в красном углу – иконы домашние, пред которыми молилась бабушка Варвара и под которыми пела свои любимые песни. На коленях лежала Сашина голова, и бабушка, поглаживая шёлковые волосы, вела его голосом в широкие луга, в чужие судьбы, в людскую радость и людское горе. Как потом не вспомнить этот чудный голос и не откликнуться своей чуткой душой? Душой мастера, поэта, композитора. Потому и получались у него не песни –

    сказы души, где музыке и мыслям просторно, мудрственно.

     Отсюда у Аверкина начиналась широкая дорога в творчество. От этой вот тропинки, что бежала-юлила в разноцветные луга. От соловьиной весенней сиреневой заросли, окружавшей приземистые дома. От многочисленных копён свежескошенного и высушенного на летнем солнце сена. От тяжёлой крестьянской работы,

    которой и малому, и старому доставалось с лихвой.

     Время-то было послевоенное, вдовье время. На бабских плечах лежали и труд неимоверный, и робкие радости. От них самые молодые смотрелись старухами. И среди них взрослело наблюдательное и ранимое сердечко Саши Аверкина.

    Среди этого зрело неподдельное чувство уважения и любви  к женщине.

     Всё это вспомнится потом:

    …Подарите женщине любовь,

    Доброты и ласки не жалея.

    Подарите женщине любовь, 

    От любви она молодеет.

     Помнится, как в зале имени Чайковского начинала Людмила Зыкина этой песней

    вечер в честь 70-летия Александра Петровича, вечер его памяти. 

      - Я очень благодарна ему за свою судьбу и за то, что он берёг и хранил русские корни в любом своем произведении. Особенно в «женских» песнях,  - сказала на вечере Зыкина.

     Мне повезло тогда: я оказался в партере рядом с Николаем Васильевичем Кутузовым и Екатериной Ефимовной Семёнкиной. Это тогда услышал правдивые слова от народной артистки:

     - От щедрот Аверкина многим досталось: кому - звание великих, кому – известных.

     - Вашему брату явно повезло с Аверкиным, - кивнул на её слова Николай Васильевич.

     Надо правду сказать: и Александру Петровичу повезло с поэтами – Виктором Боковым,  Иваном Дремовым, Владимиром Харитоновым, Петром Градовым, Петром Черняевым, Александром Бобровым, Леонтием Шишко, с певицами – Людмилой Зыкиной, Александрой Стрельченко, Ольгой Воронец, Зинаидой Кирилловой, Любовью Кузьмичевой, Надеждой Крыгиной, Анной Литвиненко, Светланой Игнатьевой с её трио «Лада», Аллой Пугачёвой, с Рязанским русским народным хором, хором имени Пятницкого, с хором русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Всех не перечислить. Это они подхватывали рожденную композитором музыкальную идею

    и наполняли её умственным словом, а затем голосом пережитого.

    После этого песня шла в народ и становилась его песней.

     Так случилось и с этой:

    …Когда тебя полюбят, тогда тебя голубят,

    Когда тебя голубят, тогда ты весь, как луч!

    На небе светит солнце, по небу ходят тучи,

    Брось, милая, сердиться. 

    Брось, милая, сердиться

    И выгляни, и выгляни из туч.

    Когда тебя прощают, тогда тебя жалеют,

    Когда тебя жалеют, тогда охота жить!

    Есть на земле дороги, есть у людей тревоги,

    Умей прощать обиды, умей прощать обиды!

    Учись людей, учись людей любить.

      В сентябре прошлого года эта песня прозвучала на юбилейном концерте – чествовали 100-летний юбилей Виктора Федоровича Бокова.

    Мой приятель, молодой певец Володя Топоров побледнел весь, по щекам катились слезы. 

     - Что с тобой?

     Он ничего не ответил и только после концерта  произнёс:

     - Сердце остановилось, мне нечем было дышать…

    Может, Галина Васильевна разрешит мне её петь?

     Как же не разрешит? Молодая же душа приняла это лиричное раздумье!

    Ей ли не рассказать сверстникам о любви?

     А вот ещё одна любопытная история. Её поведала Галина Васильевна Аверкина.

     - Мне пришло звуковое письмо от духоборов, староверов по-нашему. Их хор исполнял «Песню о детстве». Они и знать не знали, что это авторское произведение.

    Стихи и музыку написал Аверкин.

     Мы и сами не знали о существовании этой песни. Духоборы её пели как народную.

     Поставила песню на сайт композитора,

    на неё-то и натолкнулась народная артистка России Надежда Крыгина и влюбилась в песню. Я дала ей клавир, а она мастерски, как только ей подвластно, огранила песню своим талантом. Она смогла передать любовь к малой родине Саши, веру в лучшее на этой земле.

    Унеси меня с журавлями, ветер,

    Унеси далёко, в синие края,

    Где осталось детство,

    Где осталась юность,

    Где в лугах зарю встречала

    Молодость моя.

     

    Журавлям скажу: «Не тревожьте маму,

    Но не облетайте дом наш стороной, -

    Это мое детство,

    Это моя юность,

    Это моя молодость

    Машет мне рукой».

     

    Без меня взошла  новая берёзка…

    Как вам там живётся, милые края?

    Не вернется детство,

    Не вернется юность,

    Улетела с журавлями

    Молодость моя.

     Впервые Надежда Крыгина исполнила «Песню о детстве» позапрошлым летом  на родине композитора. Сначала для небольшого круга слушателей под аккомпанемент замечательного музыканта Дмитрия Дмитриенко, а потом на широкой публике под аккомпанемент государственного ансамбля «Россия». Здесь, на огромной поляне среди берёз, где тысячи зрителей, певица творила чудеса: на её голос, на её исполнение, на стихи и музыку Аверкина зрители сначала замерли, а потом плотным кольцом окружили сцену и требовали повторить песню.

     Как вам там живётся, милые края?.. Непросто, но памятно. Редко сейчас увидишь, где уважительно относятся власти к культуре. А на Рязанщине, в Сасове, власть вместе с народом  гордится своим земляком, потому каждый июнь едут и едут профессиональные исполнители и самодеятельные коллективы

    на Всероссийский фестиваль имени А.П.Аверкина.

    Ничто их не держит – ни безденежье, ни непогода.

     В прошлом году июнь расплакался не на шутку. В Сасове страшились:

    будут ли люди по такой непогоде? Люди не просто приехали,

    а отправились по традиции в родной дом композитора, в деревню Шафторка.

     Дождь льёт как из ведра, не перестаёт ни на минуту. Местные жители настелили деревянные мостки и ждут гостей. Те тоже не побоялись и с песнями направились в родной дом Александра Петровича. Много пели. Много стихов читали. А потом зазвучала последняя песня Александра Петровича:

    Падают листья.

    Что это значит?

    Падают листья.

    Это зачем?

    Кто-то по мне очень искренне плачет,

    Кто-то простился со мной насовсем.

     

    На небе солнце

    Неугасимо.

    На небе солнце

    Ярко горит.

    Всем, кто дружил со мной, люди, спасибо.

    Это вам сердце моё говорит.

     В доме яблоку упасть негде. По оконным стёклам, будто слёзы, стекают струйки плотного дождя. По стенам – деревянные рамки, в них фотографии. Вот Александр Аверкин с гармошкой среди шафторских девчат. Вот он с матерью, а тут с бабушкой. Рядом – иконы.

     Слушают песни люди и не плачут. До слёз ли? Вон что натворил их, и мой, и твой, Александр Аверкин! Он научил нас любви и радости. И скольких ещё научит…

     

    И ещё. Дорогие мои читатели! В год 80-летия Александра Петровича Аверкина давайте всем миром  выпустим диски с песнями, дорогими нашему сердцу. Они шестьдесят лет рука об руку идут с русским человеком, наполняя его жизнь любовью и радостью.

     Вот лишь некоторые из них:

    Милая мама Сирень у крылечка  На побывку едет молодой моряк  Травушка - муравушка Падают листья  Не люби нечаянно  Жду я тебя  

    Вы куда летите, лебеди

    Карими глазками я моргала

    Мне берёзка дарила сережки

    Учись людей любить 

     Пройдёт сегодняшнее смутное время, и наши дома вновь наполнятся настоящей музыкой. Не сомневаюсь – и песнями Александра Петровича Аверкина. По-другому не будет!

     Помню, как первый раз услышал Александра Петровича.  В 60-е годы на Всесоюзном радио была такая передача - «В воскресение в сельском клубе».

    Даже время её выхода в эфир помню – 15.15.

    Вели её народные артисты СССР  Виктор Хохряков и Вера Васильева. И в одной из них звучало интервью с Аверкиным. Мальчик был совсем, а запомнил, как из прикрытого вышитой салфеткой приёмничка Александр Петрович сказал тогда:

    «Все мои песни идут из души, и все они для души, для хорошего человека». 

    Просмотров: 650 | Добавил: kompozitor
    Суббота, 20.04.2024, 00:46
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход

    Форма входа


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Яндекс.Погода
    Архив записей







     


    Copyright MyCorp © 2024