«Мама, милая мама...»
В середине 50-х годов впервые прозвучала и пошла в народ еще одна полюбившаяся многим песня моего друга, композитора Александра Петровича Аверкина ( 1935—1995 ) — «Милая мама».
Было много общего в наших с ним судьбах. Мы — ровесники. Встретились впервые в далёкие пятидесятые на занятиях композиторского семинара, проходивших в Доме композиторов, в Москве, на Миусах. Он приезжал туда со своими первыми песнями из Алабино, где служил срочную в гвардейской Таманской дивизии, я — из подмосковной Коломны.
Саша был щедр на дружбу, и ему повезло на друзей, а главное посчастливилось встретить в самом начале своего песенного пути такого талантливого и неповторимого их интерпретатора, каким была и остается великая русская певица Людмила Георгиевна Зыкина. Благодаря именно ей мы впервые услышали и полюбили многие аверкинские песни. И в их числе — «Милую маму».
Перелистывая и прослушивая записи давних своих передач на радио и телевидении, в которых принимал участие Саша Аверкин, я отыскал одну из них, в которой он вспоминал о начале своего творческого пути и о том, как родилась песня «Письмо матери» ( таким было её первоначальное название ).
«Приятно вспомнить свою службу в Таманской дивизии, где служил я рядовым солдатом-пулемётчиком. Никогда не думал, что из меня, рязанского парня, получится музыкант, композитор — тем более… Но именно в армии появились мои первые песни. Это были песни о первой любви, о солдатской службе. Помню, как мои сослуживцы, солдаты сами на мои мелодии сочиняли стихи и пели эти песни в строю. Никогда не забуду бравого нашего старшину по фамилии Остапенко, обладавшего зычным голосом. Он был запевалой и первым исполнителем многих моих песен. Тогда-то и вышел первый мой сборник песен «Вёрсты-перекаты».
А после службы я познакомился с поэтом Игорем Лашковым. Встреча произошла в командировке, в которую мы с ним отправились по заданию политуправления пограничных войск . Поезд уходил с Белорусского вокзала поздно вечером. Поэт стоял, задумавшись, у окна. Я увидел в его записной книжке первые строки:
К нежной, ласковой самой
Письмецо своё шлю.
Мама, милая мама!
Как тебя я люблю.
Какое-то мгновение, и у меня рождается мелодия припева песни. Быстро беру нотную бумагу, карандаш. Через две минуты припев готов.
Припев-то родился быстро, а вот из-под пера поэта долго не появилось ни одной строфы. А было огромное желание написать быстрее всю песню, чтобы приехать к пограничникам с подарком. Но стучали колёса на стыках, морозец градусов за тридцать трещал за окном, мы уже подъезжали к назначенному месту, а песня так и не клеилась.
Я, напевая всё время припев к ней, невольно сочинил и остальную мелодию, без слов…
Поэту так она понравилась, что он на радостях, в течении часа написал шестнадцать куплетов. Долго мы спорили, какие куплеты выбросить, какие оставить. Наконец, наши мнения совпали.
Так родилась песня о самом дорогом человеке — матери, солдатской матери…
Ребята, недавно ушедшие из дома, от своих родных и любимых, слушали эту песню особенно внимательно. Смотрю, даже кто-то тайком и слезу вытирает…
Потом эта песня зазвучала в исполнении Людмилы Зывкиной…«
Песню эту и многие другие песни композитора Александра Аверкина помнят, любят и поют до сих пор. Многие из них давно уже стали народными, потому что живет в них душа и бьется горячее и доброе сердце их автора.
МИЛАЯ МАМА
Слова И.Лашкова
Музыка А.Аверкина
В мыслях я навещаю
Домик наш за рекой.
Как живёшь ты, родная?
Сыну сердце открой.
Припев: К нежной, ласковой самой
Письмецо своё шлю.
Мама, милая мама,
Как тебя я люблю.
Я служу на границе,
Где полярная мгла.
Ветер в окна стучится,
Путь метель замела.
Припев.
Я тебе обещаю
Быть достойным отца.
Без тоски и печали
Жди со службы бойца.
Припев.
Над моим изголовьем
Наклоняешься ты,
И смотрю я с любовью
На родные черты.
Припев.
Ваш Юрий Евгеньевич Бирюков
|