Всего материалов в каталоге: 8 Показано материалов: 1-8 |
|
Виктор Боков
«Песня может сделать судьбу…»
— Расскажите, Виктор Федорович, как вы познакомились с Людмилой Зыкиной, первой исполнительницей ваших песен, принесших ей и вам всенародную славу и любовь? — С Зыкиной я очень просто познакомился. Я шел к министру культуры. Раскрылась дверь, и на пороге оказалась Зыкина — я ее первый раз тогда увидел. Я говорю ей: «Постойте, вы мне нравитесь». Она сразу заулыбалась во весь рот. Я говорю ей: «Послушай, у тебя зубы редкие. У тебя расщелины между зубов большие. Ты, значит, влюбчивая». Она говорит «То-очно». И спрашивает: «А вы?..» А я говорю: «А я сверхвлюбчивый. Меня за это и Пушкин любит…» Дальше. Был юбилей хора русского радио и телевидения. Под управлением Кутузова. Она меня пригласила на этот юбилей. Я пошел туда с композитором Абрамским. Съездил на рынок, купил огурцов, редьки, всяких таких… фламандских огородных народных любимых овощей. И пришел туда с этими овощами. А там весь хор сидит — известные певцы, значит. Я сел за стол отдельно от них, с композитором Абрамским. И говорю на весь зал: «Вы на своих сборищах ничего, кроме бездарных закусок, не знаете и не видите ничего, кроме пластинок сыра, который от долгой лежки загнул края, как сыроежка… Кто любит редьку? Ко мне! Кто любит огурцы? Ко мне!..» Как пошел ко мне весь хор!.. Все любят полопать. Я всех огурцами кормил, редькой кормил. А потом взял и запел частушки. Тогда Кутузов как раз начинал встречаться с певицей Катей Семенкиной, которая была очень любима в народе… Она работала в хоре, выступала на пару с Тоней Фроловой, певицей из Вешенской станицы… Ну и, значит, я вышел с балалайкой и давай петь частушки, любовные, про Катю, которая уже встречалась с Кутузовым (и потом стала его женой). Я окно себе клеила, Не хватило клейстера, Не на шутку полюбила Главного хормейстера. Когда я это спел, то весь хор вообще упал… Так вот, с Зыкиной у нас как-то сразу возникло… так, что я с ней, а она со мной. Она тогда была участницей этого хора. И она первая спела сольную песню «Не спалось мне ночкой долгой». Очень здорово эта песня прозвучала в ее исполнении: Не спалось мне ночкой долгой Без тебя, мой дорогой. Не спала гармонь за Волгой, Вместе плакала со мной, Не спала гармонь за Волгой, Вместе плакала со мной… Эта песня мне очень понравилась. Музыку к ней написал слепой композитор Поликарпов, которого я нашел, открыл и воспитал, то есть перевоспитал. Он в своей музыке, в своих песнях подражал Дунаевскому, Блантеру, а я обратил его в русскую веру. И первую песню мы с ним написали в народном духе вот такую: Все зеленые лужаечки Засыпало снежком. Еще снегом позасыпало Любовь мою с дружком, Еще снегом позасыпало Любовь мою с дружком. — А с Зыкиной как у вас дальше складывались отношения? — Я создал ансамбль частушки. Мне дали в аккомпаниаторы молодого парня — Сашу Аверкина, баяниста. И, значит, с Сашей Аверкиным мы жили в подмосковном санатории. В этом санатории директором была мать Маленкова. Да, мать того самого Маленкова. И она очень полюбила наш ансамбль частушки. К нам девки приезжали отовсюду частушки петь, главным образом с предприятия «Гжель», где посуду красивую делают. Собирались, пели. Сашка им аккомпанировал. Во! Я ему как-то и говорю: Саш, ты такой музыкальный, ты можешь писать песни. Я тебе стихи напишу, а ты попробуй напиши музыку… — И это была песня «На побывку едет молодой моряк»?! — Нет, другая. А потом я написал стихи «На побывку едет молодой моряк», а Сашка сочинил к ним музыку, получилась песня, а Зыкина эту песню запела… Это было году в 1957. И песня полетела! И сразу стала очень популярной! Я стал дружить с хором русской песни, в котором работала Людмила Зыкина. А потом вообще стал дружить со всеми русскими народными хорами, коллективами. И с рязанским хором дружил, и с воронежским, и с омским, и с новосибирским, и с оренбургским… И создавал с ними песни. То есть нет ни одного хора, с которым бы я не дружил и для которого что-нибудь не написал бы. Мы очень дружили с Зыкиной. Я даже однажды привел ее в компанию поэтов. где были Евтушенко, Ваншенкин, Винокуров… Она обалдела, Зыкина, от такой компании! Она и сама об этом иногда рассказывает, как я ввел ее в круг поэтов. Она была красивая очень женщина. Все поэты повскакали, когда ее увидели… Но она ни с кем из них не заводила шашни, как говорится. Потому что у нее были свои увлечения, свой круг… У нее был этот баянист, который ей играл, кхе, вот, очень хорошо так играл… — Это до Аверкина или уже после Аверкина? — Это уже после Аверкина. Аверкин был ее мужем. — Потом ее мужем стал композитор Пономаренко? — Что?! Муж?! Никогда! Аверкин был, а Пономаренко никогда. У него свои были… там. Для нее он просто песни писал. |
Вашему вниманию представлен уникальный документ.Автобиография композитора Александра Петровича Аверкина,написанная им в 1971 году..
|
Журнал Русский Дом издается с 1997 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Жизнь в песне .
Десять лет назад в телепрограмме «Русский Дом» впервые рассказали о празднике русской песни, посвящённой памяти замечательного композитора Александра Аверкина. Он при жизни не раз выступал в «Русском Доме», славил народную песню, своих соавторов. И журнал, конечно, об этом фестивале рассказал… И вот мы снова в родной деревне композитора — Шафторке в Рязанской области, почти на границе с Мордовией. Рядом — оживлённая трасса, но даже эта живописная деревня — вымирает. Как же складывалась судьба композитора из затерянной в глуши деревни? Кто его заметил, поддержал в лучшие для народного творчества годы? Ещё до войны вместе с родителями, Петром Егоровичем и Анной Алексеевной, Саша приехал в Москву. Отец вскоре был призван в армию и погиб, защищая столицу от фашистских захватчиков. Мама с сыном вернулись в родные места, к бабушке Варваре. Здесь, в деревне Шафторка, прошли детские и отроческие годы будущего песенника. Тут он полюбил необъятный простор и освоил азы игры на гармонии и баяне, стал местной знаменитостью. После войны Александр вместе с матерью вновь приехал в столицу, где окончил ремесленное училище и поступил на работу слесарем-жестянщиком на ВДНХ. Но любовь к музыке не оставляла юношу. Он лихо играл на гармонии, его исполнение отличалось самобытностью. По словам друга и ровесника — композитора Виктора Темнова, приезжающего в Сасово на все фестивали, Аверкин был не только наделён незаурядным дарованием, но и постоянно учился, овладевал музыкальным мастерством прямо-таки скоростными темпами. Он жил в заводском бараке, работал при клубе завода «Компрессор», где в Доме культуры деревенский гармонист постигал школу игры на баяне, учился в школе профессора Абрамского, сложил первые песни. Кстати, работает ли ныне этот ДК на шоссе Энтузиастов, готовит ли новых самородков? Аверкин служил танкистом в знаменитой подмосковной Таманской дивизии, выступал в самодеятельности. Молодой автор познакомился с Виктором Боковым, который, поверив в дар молодого музыканта, подарил ему стихи к песне «На побывку едет молодой моряк». Ещё одна случайная закономерность! С этой песни, спетой молодой Людмилой Зыкиной, началась и его дружба-любовь с певицей, и слава. За свою творческую жизнь Александр написал 500 песен. Конечно, они не все равны по образности и достоинствам, но одну особенность в них хочу подчеркнуть. Александр Петрович жил в песне, порой ему не хватало стихов и подтекстов для них, тогда он сам принимался сочинять стихи для песен. Иногда получалось замечательно: «Мне берёзка дарила серёжки» и «Хочу я, миленький, тебе понравиться». Он по праву может называться автором-исполнителем. Сасовские земляки Аверкина, тогдашний «мэр» Николай Израйлит и друг Александра — секретарь Сасовского горкома КПРФ Александр Тарасов, решили увековечить память композитора. Представьте, 1997 год, ещё детские пособия и пенсии не всегда выплачиваются, ещё Борис Ельцин, переизбранный на второй срок, творит неизвестно что, а тут, в райцентре Сасово, насчитывающем всего-то 26 тысяч жителей, готовится фестиваль. Несколько районов восстанавливают дом Аверкина (Николай Соломонович говорит: «Конечно, деньги я искал, но хотел подчеркнуть: это — межрайонный фестиваль!»), приезжает в 1998 году большая группа друзей и соавторов Александра, две телевизионные программы творят видеополотно. Мы с моими коллегами из проданного вскоре телеканала «Московия» запечатлеваем, как Людмила Зыкина сажает берёзку возле дома Аверкиных в Шафторке, и клянёмся, что фестиваль будет жить, если берёзка приживётся. Она за десять лет стала сильной и красивой. Ну, и Сасовский фестиваль, конечно, выжил. А ведь три губернатора сменилось, череда смутных выборов и неурядиц прошла. Мы с Александром написали для телепрограммы песню «Русские струны», которую замечательно поёт и сегодня Рязанский хор: Надо петь и любить, и страдать, Доверяться чарующим звукам. Надо петь, чтоб успеть передать Нашу песню и детям, и внукам. Самая большая радость в парке Сасово — детишки, которые пришли на фестиваль с родителями и окунулись в чистую волну русской песни. Именем Аверкина названа Сасовская детская музыкальная школа, хор ветеранов войны и труда, улица в микрорайоне «Южный», в начале которой возведён красивый деревянный храм. В песенных праздниках за эти годы приняли участие многие прославленные солисты и коллективы. Трижды принимала участие в сасовских песенных праздниках Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий Людмила Зыкина, прославленные певицы: Анна Литвиненко, Екатерина Семёнкина, Александра Стрельченко, Валентина Толкунова, Людмила Николаева, Людмила Рюмина, Светлана Бочкова. Все они приезжали сюда с женой композитора, певицей Галиной Аверкиной. Кстати, она и стала первым лауреатом Аверкинской премии, учреждённой в 2001 году. На заседании Рязанской областной думы в своё время был рассмотрен вопрос об учреждении премии Рязанской области имени А.П.Аверкина. В этом году лауреатом премии стала Светлана Игнатьева — художественный руководитель замечательного трио «Лада», которое каждый год приезжает на Аверкинский фестиваль. Тут гармония, женственность, красота! Почему мы не видим этого по телевизору? Почему нас кормят только «Виагрой» и какими-то томными пошлыми стонами других раскрученных женских групп? Почему мы не можем оказать поддержку таким праздникам на государственном уровне, не в период избирательных кампаний, а просто, в текущей трудной жизни? Нам всё время говорят о конкуренции, о свободной состязательности, о невмешательстве в эфирную политику. Смешно слушать, — вон как раскрутили бездарную песню про футбол Бориса Грызлова: «Давайте бодаться, кусаться!». Значит, можем, когда захотим? Евгения Рубцова, однофамилица великого русского поэта, — руководитель города Сасово, женщина молодая, красивая, второй раз переизбранная народом, могла бы почивать на лаврах и заниматься, как, увы, многие мэры «своими делами», но она живёт праздником, переживает, не знает, как оно всё откликнется? Ведь новый губернатор Рязанской области Олег Ковалёв на праздник, в отличие от двух предыдущих губернаторов, не приехал, послал вице-губернатора Андрея Шевелёва, молодого Героя России. Хочу сказать всем губернаторам-назначенцам: не постигнешь через творчество душу земли — ничего у тебя не выйдет. Выдающийся коллектив — Рязанский народный хор под руководством Александра Петровича Орешкина, заканчивал программу песней народного артиста России Виктора Темнова об Аверкинском фестивале, о власти истинно народной песни: И никакими мерками Не смерить эту власть. На фестиваль Аверкина Россия собралась!
Александр Александрович БОБРОВ |
Сборник песен композитора Александра Аверкина "Дорогой мой человек" вышел в издательстве "Московский Рабочий" в 1966 году...
|
Сборник песен Александра Аверкина "С песней по России" вышел в 1969 году,в издательстве "Советская Россия"...
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
|
Онлайн всего: 13 Гостей: 13 Пользователей: 0 |
|
|
Поиск |
|
|
|